Часто задаваемые вопросы в с области обращения с животными
Вопрос: Кто осуществляет отлов безнадзорных животных (собак и кошек) на территории Ленинградской области?
Ответ:
Согласно ст. 2 областного закона Ленинградской области от 23.07.2021 № 103-оз «О наделении органов местного самоуправления Ленинградской области отдельным государственным полномочием Ленинградской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», органы местного самоуправления наделяются отдельным государственным полномочием Ленинградской области по организации следующих мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ленинградской области (далее - государственное полномочие):
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В целях реализации данных полномочий, между органами местного самоуправления и специализированной организацией, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключаются муниципальные контракты на организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, а именно на отлов, транспортировку, содержание и учет, кастрацию, стерилизацию, в пределах денежных средств, предоставляемых из бюджета Ленинградской области на осуществление отдельных государственных полномочий Ленинградской области в сфере обращения с безнадзорными животными.
Проведение отлова и содержание безнадзорных животных осуществляют юридические или физические лица на основе договоров, заключённых с муниципальными образованиями на конкурсной основе.
Вопрос: Есть ли нормы содержания домашних животных в квартирах или в частных домах.
Ответ. В настоящее время нормы содержания домашних животных законодательством Российской Федерации не установлены.
Вместе с тем, согласно ст.13 Федерального закона от 27.12.2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ст.7 Областного закона Ленинградской области от 26.10.2020 года № 109-оз «О содержании и защите домашних животных на территории Ленинградской области», - предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать домашним животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Кроме того, при содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных (ч.1 ст.9 № 498-ФЗ), а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.
Вопрос: Куда обращаться, если нарушаются требования к содержанию домашних животных.
Ответ: Согласно законодательству Российской Федерации домашние животные признаются собственностью их владельцев, которые должны их содержать, осуществлять за ними надзор, обеспечивать надлежащий уход, при владении ими не нарушать права и интересы других граждан.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона от 27.12.2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к общим требованиям к содержанию животных их владельцами относится: обеспечение надлежащего ухода за животными; обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий; принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных; предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок; осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 13 названного Закона при выгуле домашнего животного необходимо: исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках; обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования; не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.
Статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрен административный штраф в размере от 100 до 1 млн. рублей в зависимости от субъекта ответственности. В качестве альтернативного наказания для юридических лиц по указанному составу предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Полномочиями по составлению протокола и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных названной нормой, наделены территориальные органы Роспоторебнадзора.
Возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном названной нормой, вправе и прокурор.
За причинение тяжкого вреда по неосторожности при нападении животного предусмотрена уголовная ответственность по части 1 статьи 118 Уголовного кодекса РФ вплоть до ареста на срок до шести месяцев.
За жестокое обращение с животным, с целью причинения ему боли и (или) страданий, а также из хулиганских или корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье предусмотрена уголовная ответственность по части 1 статьи 245 Уголовного кодекса РФ вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет.
Указанные деяния влекут применение еще более строгих мер наказания в случае совершения группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в присутствии малолетнего; с применением садистских методов; с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»); в отношении нескольких животных (часть 2) – лишение свободы на срок до 5 лет.
Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.118 и ч.1 ст.245 Уголовного кодекса РФ расследуются дознавателями органов внутренних дел, о преступлениях, предусмотренных частью 2 статьи 245 Уголовного кодекса РФ - следователями органов внутренних дел.
Вред, причиненный животным здоровью или имуществу других лиц, должен быть возмещен его владельцем. Кроме того, с владельца животного в пользу пострадавшего может быть взыскана компенсация морального вреда. Возмещение производится по правилам, установленным главой 59 ГК РФ.
В случае причинения вреда безнадзорными животными, ответственность несут органы муниципальной власти, отвечающие за отлов таких животных.
При наличии сведений о нарушении правил содержания домашних животных необходимо обращаться в Управление ветеринарии Ленинградской области, органы Роспотребнадзора, полиции или прокуратуры, по отлову безнадзорных животных - в органы местного самоуправления.
Вопрос: Какие собаки являются потенциально опасными?
Ответ: Перечень потенциально опасных собак, утвержден постановлением Правительства РФ от 29.07.2019 года № 974, в который включены 12 пород собак: акбаш, американский бандог, амбульдог, бразильский бульдог, булли Кутта, бульдог алапахский чистокровный (отто), бэндог, волко-собачьи гибриды, волкособ, гибрид волка, гуль дог, питбульмастиф, северокавказская собака, а также их метисы.
Кроме того, согласно ч.1 ст.3 Областного закона Ленинградской области от 26.10.2020 года № 109-оз «О содержании и защите домашних животных на территории Ленинградской области», домашние животные, требующие особой ответственности владельца - это домашние животные, высота которых в холке превышает 50 сантиметров, а также потенциально опасные собаки и экзотические животные.
Выгул потенциально опасной собаки допускается только в наморднике и на поводке независимо от места выгула. Исключением является случай, когда такая собака находится на огороженной территории, принадлежащей ее владельцу. При этом, о наличии такой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.
Запрещается выгуливать домашних животных, требующих особой ответственности владельца, лицам в возрасте до 14 лет.
За нарушение правил содержания животных и обращения с ними предусмотрена ответственность.
Вопрос: Кто отвечает за организацию мест выгула домашних животных?
Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) к компетенции органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, муниципального, городского округа и внутригородского района осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами (п. 19 ч. 1 ст. 14; п. 25 ч. 1 ст. 16; п. 10 ч. 1 ст. 16.2). Благоустройство территории - деятельность, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (п.36 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).
Вопросы размещения и содержания площадок для выгула животных относятся к предмету регулирования правил благоустройства территории муниципального образования (п.7 ч.2 ст.45.1 Федерального закона № 131-ФЗ).
В то же время органы местного самоуправления не вправе регулировать права и свободы граждан, в т.ч. гражданско-правовые права и обязанности владельцев животных, поскольку это относится к компетенции Российской Федерации (п. «в», «о» ст. 71 Конституции РФ, ст. 3 ГК РФ).
Органы местного самоуправления не вправе также регулировать вопросы санитарно - эпидемиологического благополучия населения, поскольку таковые относятся к компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 3-5 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.2, 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии»).
Вопрос: Какая ответственность наступает за несоблюдение требований законодательства в области обращения с животными?
Ответ: В настоящее время возможность привлечения владельцев животных и иных лиц к административной ответственности за нарушение требований, установленных Федеральным законом от 27.12.2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее –Федеральный закон №498-ФЗ) определена статьей 21 указанного Федерального закона, в соответствии с которой владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С 24 июня 2023 года вступили в законную силу изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) Федеральным законом от 13.06.2023 № 230-ФЗ, которые установили административную ответственность за нарушения требований законодательства в области обращения с животными.
Теперь привлечению к административной ответственности по статьям 8.52-8.54 КоАП РФ подлежат лица, нарушившие положения Федерального закона № 498-ФЗ, в частности, за несоблюдение требований к содержанию животных, к их использованию в культурно-зрелищных целях, к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных и деятельности по обращению с животными без владельцев.
Виновному в совершении указанных нарушений грозит наказание от предупреждения до максимального штрафа: физическим лицам в размере 30 тысяч рублей, должностным лицам – до 100 тысяч рублей, юридическое же лицо может быть оштрафовано на сумму до 200 тысяч рублей.
Дела об указанных административных правонарушениях в соответствии с ч. 1 ст. 23.14 , ч. 1 ст. 23.95, ч. 1 ст. 23.96 КоАП РФ рассматривают органы, осуществляющие федеральный государственный ветеринарный надзор, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными (в пределах своих полномочий).
В Ленинградской области, такими органами являются Северо-западное межрегиональное управление Росприроднадзора, Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также Управление ветеринарии Ленинградской области.
Статья 8.52 КоАП РФ. Несоблюдение требований к содержанию животных (введена Федеральным законом от 13.06.2023 № 230-ФЗ)
1. Несоблюдение общих требований к содержанию животных, а также требований к содержанию домашних животных, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и статьями 8.53, 8.54 настоящего Кодекса, -(в ред. Федерального закона от 30.11.2024 № 440-ФЗ)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
2. Жестокое обращение с животными, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Нарушение требований законодательства в области обращения с животными, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан либо имуществу, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Примечание. Предусмотренная частями 1 и 3 настоящей статьи административная ответственность не применяется к владельцу животного в случае, если такое нарушение допущено в результате действий (бездействия) иного лица, осуществляющего либо обязанного по поручению владельца животного осуществлять непосредственный надзор за животным, а также в случае, если животное выбыло из владения лица в результате противоправных действий других лиц.
Кроме того, КоАП РФ дополнен статьями 8.53, 8.54, в соответствии с которыми лицо может быть привлечено к административной ответственности за несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных и деятельности по обращению с животными без владельцев.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 8.53 КоАП РФ, несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.53 КоАП РФ, осуществление деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах без лицензии либо с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 8.54 КоАП РФ, несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 8.54 КоАП РФ, несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Нужно отметить, что в Ленинградской области действует Областной закон Ленинградской области от 26.10.2020 № 109-оз «О содержании и защите домашних животных на территории Ленинградской области» (далее - Областной закон № 109-оз), в котором перечень требований к содержанию домашних животных значительно расширен и за их нарушение предусмотрена административная ответственность статьей 2.2 Областного закона Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз «Об административных правонарушениях» (далее – Областной закон №47-оз).
Статьей 1.9. – Областной закон №47-оз определено, что должностные лица органов местного самоуправления, в том числе являющиеся членами административных комиссий муниципальных образований, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по данной статье.
ч.2 ст.2.2 Выгул собак без поводка и(или) намордника в случаях, когда использование поводка и(или) намордника является обязательным, если указанные действия не содержат состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч рублей до трех тысяч рублей;
ч.4 ст.2.2 Выгул домашних животных, требующих особой ответственности собственника, несовершеннолетними, не достигшими четырнадцати лет, если указанные действия не содержат состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;-
влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, в размере от двух тысяч рублей до трех тысяч рублей.;
ч.5 ст.2.2 Выгул домашних животных лицами, находящимися в состоянии алкогольного, токсического, наркотического опьянения, если указанные действия не содержат состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;-
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч рублей до трех тысяч рублей.;
ч.10 ст.2.2 Неисполнение требования об обязательной регистрации домашнего животного в учреждении, подведомственном органу исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченному в области ветеринарии, в сроки и в случаях, установленных порядком регистрации домашних животных на территории Ленинградской области-
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи рублей до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч рублей до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семи тысяч рублей до десяти тысяч рублей.
Уголовная ответственность устанавливается за наиболее опасные правонарушения – преступления. Составы преступлений могут устанавливаться только УК РФ. В ст. 245 УК РФ установлена уголовная ответственность за жестокое обращение с животными. По данной статье возбуждают уголовные дела правоохранительные органы.
Гражданско-правовая ответственность - принудительные меры имущественного характера, направленные на восстановление нарушенных прав граждан и юридических лиц, которые применяются органами судебной власти.
Вопрос: Какая ответственность наступает за жестокое обращение с домашними животными?
Ответ: За жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье, влечет применение к лицу мер уголовной ответственности предусмотренных статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по уголовным делам, предусмотренным указанной статьей (ст. 245 УК РФ), предварительное расследование осуществляется следователями или дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации (МВД России).
Жестокое обращение с животными, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрено наказание в виде административного штрафа: для граждан – в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.; для должностных лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.; для юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (часть 2 статьи 8.52).