Часто задаваемые вопросы в с области обращения с животными
Вопрос: Кто осуществляет отлов безнадзорных животных (собак и кошек) на территории Ленинградской области?
Ответ:
Согласно ст. 2 областного закона Ленинградской области от 23.07.2021 № 103-оз «О наделении органов местного самоуправления Ленинградской области отдельным государственным полномочием Ленинградской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», органы местного самоуправления наделяются отдельным государственным полномочием Ленинградской области по организации следующих мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ленинградской области (далее - государственное полномочие):
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В целях реализации данных полномочий, между органами местного самоуправления и специализированной организацией, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключаются муниципальные контракты на организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, а именно на отлов, транспортировку, содержание и учет, кастрацию, стерилизацию, в пределах денежных средств, предоставляемых из бюджета Ленинградской области на осуществление отдельных государственных полномочий Ленинградской области в сфере обращения с безнадзорными животными.
Проведение отлова и содержание безнадзорных животных осуществляют юридические или физические лица на основе договоров, заключённых с муниципальными образованиями на конкурсной основе.
Вопрос: Есть ли нормы содержания домашних животных в квартирах или в частных домах.
Ответ. В настоящее время нормы содержания домашних животных законодательством Российской Федерации не установлены.
Вместе с тем, согласно ст.13 Федерального закона от 27.12.2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ст.7 Областного закона Ленинградской области от 26.10.2020 года № 109-оз «О содержании и защите домашних животных на территории Ленинградской области», - предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать домашним животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Кроме того, при содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных (ч.1 ст.9 № 498-ФЗ), а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.
Вопрос: Куда обращаться, если нарушаются требования к содержанию домашних животных.
Ответ: Согласно законодательству Российской Федерации домашние животные признаются собственностью их владельцев, которые должны их содержать, осуществлять за ними надзор, обеспечивать надлежащий уход, при владении ими не нарушать права и интересы других граждан.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона от 27.12.2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к общим требованиям к содержанию животных их владельцами относится: обеспечение надлежащего ухода за животными; обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий; принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных; предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок; осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 13 названного Закона при выгуле домашнего животного необходимо: исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках; обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования; не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.
Статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрен административный штраф в размере от 100 до 1 млн. рублей в зависимости от субъекта ответственности. В качестве альтернативного наказания для юридических лиц по указанному составу предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Полномочиями по составлению протокола и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных названной нормой, наделены территориальные органы Роспоторебнадзора.
Возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном названной нормой, вправе и прокурор.
За причинение тяжкого вреда по неосторожности при нападении животного предусмотрена уголовная ответственность по части 1 статьи 118 Уголовного кодекса РФ вплоть до ареста на срок до шести месяцев.
За жестокое обращение с животным, с целью причинения ему боли и (или) страданий, а также из хулиганских или корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье предусмотрена уголовная ответственность по части 1 статьи 245 Уголовного кодекса РФ вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет.
Указанные деяния влекут применение еще более строгих мер наказания в случае совершения группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в присутствии малолетнего; с применением садистских методов; с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»); в отношении нескольких животных (часть 2) – лишение свободы на срок до 5 лет.
Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.118 и ч.1 ст.245 Уголовного кодекса РФ расследуются дознавателями органов внутренних дел, о преступлениях, предусмотренных частью 2 статьи 245 Уголовного кодекса РФ - следователями органов внутренних дел.
Вред, причиненный животным здоровью или имуществу других лиц, должен быть возмещен его владельцем. Кроме того, с владельца животного в пользу пострадавшего может быть взыскана компенсация морального вреда. Возмещение производится по правилам, установленным главой 59 ГК РФ.
В случае причинения вреда безнадзорными животными, ответственность несут органы муниципальной власти, отвечающие за отлов таких животных.
При наличии сведений о нарушении правил содержания домашних животных необходимо обращаться в Управление ветеринарии Ленинградской области, органы Роспотребнадзора, полиции или прокуратуры, по отлову безнадзорных животных - в органы местного самоуправления.
Вопрос: Какие собаки являются потенциально опасными?
Ответ: Перечень потенциально опасных собак, утвержден постановлением Правительства РФ от 29.07.2019 года № 974, в который включены 12 пород собак: акбаш, американский бандог, амбульдог, бразильский бульдог, булли Кутта, бульдог алапахский чистокровный (отто), бэндог, волко-собачьи гибриды, волкособ, гибрид волка, гуль дог, питбульмастиф, северокавказская собака, а также их метисы.
Кроме того, согласно ч.1 ст.3 Областного закона Ленинградской области от 26.10.2020 года № 109-оз «О содержании и защите домашних животных на территории Ленинградской области», домашние животные, требующие особой ответственности владельца - это домашние животные, высота которых в холке превышает 50 сантиметров, а также потенциально опасные собаки и экзотические животные.
Выгул потенциально опасной собаки допускается только в наморднике и на поводке независимо от места выгула. Исключением является случай, когда такая собака находится на огороженной территории, принадлежащей ее владельцу. При этом, о наличии такой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.
Запрещается выгуливать домашних животных, требующих особой ответственности владельца, лицам в возрасте до 14 лет.
За нарушение правил содержания животных и обращения с ними предусмотрена ответственность.
Вопрос: Кто отвечает за организацию мест выгула домашних животных?
Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) к компетенции органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, муниципального, городского округа и внутригородского района осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами (п. 19 ч. 1 ст. 14; п. 25 ч. 1 ст. 16; п. 10 ч. 1 ст. 16.2). Благоустройство территории - деятельность, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (п.36 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).
Вопросы размещения и содержания площадок для выгула животных относятся к предмету регулирования правил благоустройства территории муниципального образования (п.7 ч.2 ст.45.1 Федерального закона № 131-ФЗ).
В то же время органы местного самоуправления не вправе регулировать права и свободы граждан, в т.ч. гражданско-правовые права и обязанности владельцев животных, поскольку это относится к компетенции Российской Федерации (п. «в», «о» ст. 71 Конституции РФ, ст. 3 ГК РФ).
Органы местного самоуправления не вправе также регулировать вопросы санитарно - эпидемиологического благополучия населения, поскольку таковые относятся к компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 3-5 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.2, 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии»).
Вопрос: Какая ответственность наступает за несоблюдение требований законодательства в области обращения с животными?
Ответ: В настоящее время возможность привлечения владельцев животных и иных лиц к административной ответственности за нарушение требований, установленных Федеральным законом от 27.12.2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее –Федеральный закон №498-ФЗ) определена статьей 21 указанного Федерального закона, в соответствии с которой владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом до настоящего времени соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушений (далее – КоАП) не внесено. Тем самым, следует признать, что данная сфера правоотношений требует дальнейшего совершенствования и корректировки. В настоящее время идет работа по подготовке новой редакции КоАП РФ. В законопроект также предлагается внести новые составы административных правонарушений в сфере обращения с животными.
Однако также следует отметить, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 11 КоАП).
Административная ответственность в сфере обращения с животными может устанавливаться законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Так в Ленинградской области действует Областной закон Ленинградской области от 02.07.2003 года № 47-оз «Об административных правонарушениях» (далее Областной закон №47-оз).
Круг административных правонарушений в области обращения с животными закреплен в статьях 2.2, 2.2-1, 2.3 и 2.6. Областного закона №47-оз.
Статьей 2.2 Областного закона №47-оз установлена административная ответственность за нарушение установленных законодательством Ленинградской области требований, предъявляемых к содержанию и выгулу домашних животных.
Статья 2.6 Областного закона № 47-оз действует в части нарушения тишины и покоя граждан домашними животными.
Следует отдельно выделить ст. 2.3 Областного закона №47-оз, предусматривающую административную ответственность за совершение жестоких действий в отношении животных, а именно за жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье, если указанное деяние не образует состава уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст.1.9 Областного закона №47-оз, Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.2 и 2.6 уполномочены составлять должностные лица органов местного самоуправления, в том числе являющиеся членами административных комиссий муниципальных образований, перечень которых устанавливается органами местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области, наделенных отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в соответствии с областным законом от 13.10.2006 года № 116-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере административных правоотношений».
Орган исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченный в области ветеринарии, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными, в лице уполномоченных должностных лиц рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.2-1 и 2.3.
Уголовная ответственность устанавливается за наиболее опасные правонарушения – преступления. Составы преступлений могут устанавливаться только УК РФ. В ст. 245 УК РФ установлена уголовная ответственность за жестокое обращение с животными. По данной статье возбуждают уголовные дела правоохранительные органы.
Гражданско-правовая ответственность - принудительные меры имущественного характера, направленные на восстановление нарушенных прав граждан и юридических лиц, которые применяются органами судебной власти.
Вопрос: Какая ответственность наступает за жестокое обращение с домашними животными?
Ответ: За жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье, влечет применение к лицу мер уголовной ответственности предусмотренных статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по уголовным делам, предусмотренным указанной статьей (ст. 245 УК РФ), предварительное расследование осуществляется следователями или дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации (МВД России).
За жестокое обращение с животными, в том числе выразившееся в действиях (бездействии), причинивших животному смерть, увечье, страдания либо повлекших болезнь или истощение животного, не образующее состава уголовно наказуемого деяния (ст. 245 УК РФ), статьей 2.3. Закона Ленинградской области от 02.07.2003 N 47-оз «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность в виде административного штрафа.
Руководствуясь положениями статьи 1.9. Закона № 47-оз, должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренных статьей 2.3., являются должностные лица органа исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченного в области ветеринарии, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными