Разъяснения обязательных требований новых ветеринарных правил и проведения ВСЭ рыбы и рыбной продукции
Минсельхоз России направляет разъяснения обязательных требований, установленных Ветеринарными правилами назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы рыбы, водных беспозвоночных и рыбной продукции из них, предназначенных для переработки и реализации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 24 ноября 2021 г. № 793 (далее – Правила).
1. Где и когда должна быть проведена ветеринарно-санитарная экспертиза и в отношении какой продукции?
Пунктом 2 Правил установлено, что ветеринарно-санитарной экспертизе (далее – ВСЭ) перед выпуском в обращение на территории Российской Федерации подлежат живая рыба и рыба-сырец (свежая), живые и свежие водные беспозвоночные, пищевая рыбная продукция животного происхождения, изготовленная из них в том числе на производственных, приемо-транспортных и рыболовных судах, не прошедшая переработку (обработку), предназначенная для переработки и (или) реализации, в том числе на розничном рынке.
Момент выпуска в обращение реализуемых рыбы, водных беспозвоночных и рыбной продукции определяется моментом их передачи от продавца (изготовителя или импортера) покупателю.
В российском законодательстве вопросы купли-продажи регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая, глава 30). Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанности продавца по передаче товара, сроки исполнения обязанности передать товар и определение момента исполнения обязанности продавца передать товар являются предметом договора купли-продажи.
При этом если договор купли-продажи не содержит специальных условий, регламентирующих указанные вопросы, момент исполнения продавцом обязанности передать вещь регламентируется статьей 458 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно глоссарию технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (далее – ТР ЕАЭС 040/2016) переработка (обработка) - это термическая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов.
Таким образом, ВСЭ может быть проведена в отношении рыбы, водных беспозвоночных и рыбной продукции, подвергнутых разделке, филетированию, охлаждению, заморозке после доставки на берег перед выпуском в обращение.
Пунктом 8 Правил определено, что собственник (владелец) рыбы, водных беспозвоночных и рыбной продукции или его уполномоченный представитель обращается для проведения ВСЭ в орган или организацию, входящие в систему Госветслужбы, по своему выбору.
2) О необходимости проведения дополнительных лабораторных исследований, в том числе в рамках программы производственного контроля промысловой компании, и надобности корректировки указанной программы, исходя из требований Правил в части исследуемых показателей и периодичности проведения лабораторных исследований.
ВСЭ и программа производственного контроля являются разными процедурами оценки и контроля. Порядки реализации этих процедур различны. Программой производственного контроля могут учитываться результаты ВСЭ.
Одновременно сообщаем, что пунктом 7 Правил установлено, что ВСЭ назначается и проводится специалистами в области ветеринарии, являющимися уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Госветслужбы.
3) Что понимается под «партией» рыбы, водных беспозвоночных и рыбной продукции?
В соответствии с глоссарием технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) под партией пищевой продукции понимается определенное количество пищевой продукции одного наименования, одинаково упакованной, произведенной (изготовленной) одним изготовителем в определенный промежуток времени, сопровождаемое товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость пищевой продукции.
4) Что в рамках Правил подразумевается под «отдельным видом рыбы, водных беспозвоночных»?
В Правилах под отдельным видом рыбы, водных беспозвоночных и рыбной продукции (треска, пикша, окунь, камбала, кета и т.д) подразумевается семейство этих рыб (тресковые, окуневые, камбаловые, лососевые и т.д.) и группа водных беспозвоночных соответственно. Семейства рыб групп и водных беспозвоночных отражены в приложении № 3 к ТР ЕАЭС 040/2016.
5) Какие исследования и по каким показателям проводятся в рамках ВСЭ с учетом результатов мониторинга ветеринарной безопасности районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов?
Каждая партия рыбы, водных беспозвоночных и рыбной продукции в рамках ВСЭ подлежит исследованиям по органолептическим показателям, а также по паразитарным показателям, если паразитарные показатели не соответствуют результатам мониторинга безопасности ветеринарной безопасности районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов (далее – мониторинг). Рыба, водные беспозвоночные и рыбная продукция подлежит лабораторным исследованиям с периодичностью 1 раз в 6 месяцев по отдельным показателям, определенным подпунктом «б» пункта 15 Правил, если отсутствуют результаты мониторинга по эти отдельным показателям.
6) По вопросу срока проведения ВСЭ рыбы и рыбной продукции.
Пунктом 11 Правил установлено, что срок проведения ВСЭ не должен превышать двадцати четырех часов с момента обращения владельца, при этом срок проведения исследований не должен превышать трех часов с момента поступления проб на место проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, если иное не установлено исключениями, предусмотренными указанным пунктом Правил.
ВСЭ рыбы, водных беспозвоночных и рыбной продукции должна осуществляться Госветслужбой без промедления после отбора проб с учетом определенного Правилами срока.
7) Каким образом представлять информацию о применении (либо не применении) лекарственных препаратов для ветеринарного применения и соблюдении сроков их выведения из организма объектов аквакультуры животного происхождения?
Пунктом 15 ТР ЕАЭС 040/2016 установлено, что контроль содержания остатков ветеринарных препаратов, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), лекарственных средств (в том числе антимикробных средств, в пищевой продукции аквакультуры животного происхождения проводится на основании информации об их применении, предоставляемой изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом, импортером), при выпуске ее в обращение на территории Евразийского экономического союза.
Форма предоставления указанной информации законодательством Российской Федерации не установлена. Указанная информация может предоставляться владельцем пищевой продукции аквакультуры животного происхождения в любой форме.
В частности, данные о применении продуктивным животным лекарственных препаратов могут быть внесены в графу «Особые отметки» в компоненте «Меркурий» ФГИС ВетИС.
8) Может ли реализовываться переработанная рыбная продукции непромышленного изготовления на розничных рынках?
Да, может после проведения ВСЭ в лаборатории ВСЭ на рынке.
Согласно пункту 85 ТР ЕАЭС 040/2016 оценка соответствия пищевой рыбной продукции животного происхождения непромышленного изготовления требованиям технических регламентов Евразийского экономического (Таможенного) союза, действие которых на нее распространяется, может проводиться в форме ветеринарно-санитарной экспертизы.
Статьей 20 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлено, что реализация на продовольственных рынках пищевых продуктов непромышленного изготовления допускается только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения продавцами заключений о соответствии таких пищевых продуктов требованиям ветеринарных правил и норм.
Вопрос организации проведения ВСЭ специалистами Госветслужбы на розничных рынках в соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
9) По вопросу наличия административных регламентов по предоставлению услуги по проведению ВСЭ рыбы.
Административные регламенты принимаются органами, предоставляющими услуги, в частности органами Госветслужбы, осуществляющими ВСЭ.
При этом положения административных регламентов, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не должны противоречить федеральным нормативным правовым актам.