Май – месяц Победы: НЕФЁДОВ
Начальник ледовой «Дороги Жизни»
В Санкт-Петербурге, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, недалеко от Свято-Троицкого собора есть могила с символическим якорем. Здесь похоронен Михаил Александрович Нефедов – начальник ледовой «Дороги жизни» с ноября 1941 года по 24 мая 1943 года.
Михаил Александрович Нефедов, капитан 2-го ранга, был назначен начальником ледовой дороги ВАД-101 . До него начальником строительства дороги был Монахов В.Г.
Дорога имела огромное значение в спасении жителей города от голодной смерти. В основном по льду перевозили муку, хлеб.
17 декабря 1941 г. начальник ВАД-101 М.А. Нефедов и батальонный комиссар П.С. Глухов утвердили «Инструкцию о порядке движения и эксплуатационного содержания ледовой дороги по Ладожскому озеру». Согласно инструкции обязательной являлась установка на трассе километровых столбов, указателей поворотов и ограничения скоростей, обозначения границ взводных и ротных участков, щитов с надписью «Проезд закрыт» на наезженных, но опасных или закрытых участках и объездах.
Дальнейшие изменения в организации ледовой дороги были связаны с ее подчинением на правах участка начальнику ВАД-102 генералу А.М. Шилову. В январе 1942 г. от нее постепенно стали отзываться некоторые части с подчинением их непосредственно Шилову. 22 февраля 1942 г. был издан приказ о назначении М.А. Нефедова заместителем А.М. Шилова.
27 января 1942 г. Нефедов получил приказ приступить к обследованию трассы Коса – маяк Осиновец. 14 февраля 1942 г. он распорядился начать прокладку трассы 1-му ДЭБ и 88-му ОМСД (ОСМБ). В дальнейшем, после строительства железной дороги, протяженность автотрассы сократилась и почти полностью проходила по льду Ладожского озера. Длина рейса от станций Коса, Кобона, Лаврово и обратно равнялась 68-74 км.
В конце марта 1942 г. лед на Ладоге начал таять. В своих дневниках Нефедов отмечал, что 23 марта температура начала повышаться, а 26 марта появились лужи на льду озера.
Моряк Нефедов установил на дороге жесткие военно-морские порядки. Он даже саму дорогу называл «форватером». Движение по «форватеру» было строжайше регламентировано, поиск иного пути грозил провалом в полынью.
Приходилось учитывать не только температуру и налеты авиации. Например, выяснилось, что для такого «ледяного моста» губительным является явление резонанса. Бывали случаи, когда тяжёлый грузовик, идущий по льду, нормально преодолевал маршрут, но идущая по тому же пути лёгкая машина с людьми при определённой скорости могла провалиться под лёд. Это проявление резонанса было названо изгибно-гравитационной волной, и для автомобилей была предписана определённая скорость, чтобы избежать происшествий.
Особенно это было чревато в конце марта 1942 года, когда лед на Ладоге уже начал интенсивно таять, и Михаил Александрович лично носился на своей «эмке» по трассе, помогая вытаскивать застрявшие грузовики.
Однако в результате усилий всех работников дороги движение по ней поддерживалось вплоть до 6 апреля 1942 г. 9 апреля с дороги пришлось снять автобусы, а через сутки тракторы и грейдеры. 20 апреля специальная комиссия, возглавляемая Нефедовым М.А. установила, что лед прибрежной полосы западного берега на протяжении от 1 до 2 километров легко разрушался при самой незначительной нагрузке. Было отмечено, что за последние два дня произошло около 90 провалов автомашин задними и передними колесами. Поэтому было принято решение прекратить перевозки по ледовой дороге 20 апреля.
В свой штаб, расположенный в деревне Кокорево, Нефедов заезжал редко. Как вспоминали сослуживцы – помыться и поесть горячего. Все личные вещи (два кителя) Нефёдов хранил в машине у своего водителя. Говорили, он «живет» на дороге. Но в те, редкие минуты, когда все же удавалось отдохнуть, Нефедов занимался гидрометеорологией, записывая данные в дневники и атласы.
Как вспоминал о Михаиле Нефедове начальник штаба «Дороги жизни» Сергей Прикот: «Нефедов думал только о своих обязанностях. Интересовался: как обеспечены подчиненные, как грузчики. Везде старался сам посмотреть, своими глазами. В случае аварии всегда появлялся сам. Старался локализовать. Были тяжелые случаи, например, однажды обвалился причал».
Нефедов пользовался большим уважением у своих подчиненных. Забота о людях, ровность, мягкость в обращении. Эти люди, силами судьбы ставшие хранителями ворот из ада, видимо чувствовали весь драматизм своей роли. Болезни, личные проблемы отступили перед страшной трагедией, нависшей над людьми. Адмирал прослыл одним из самых мягких командующих на Балтийском флоте. Нефедов, 40-летний, находил краткий отдых в ледяной землянке на Ладоге, слушая музыку Римского-Корсакова с 20-летним парнишкой – комендантом, навсегда запомнившим его удивительную человечность.
2 марта 1942 года Военный Совет Ленинградского фронта от имени Президиума Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями вторую группу наиболее отличившихся работников ледовой дороги. Награждено было 25 человек. Среди них начальник ледового участка ВАД-102 Михаил Александрович Нефедов.
В 1943 году фашистская авиация была переброшена на Ладогу с целью - парализовать Дорогу жизни. Видимо, одна из задач заключалась в расстреле офицерских машин. К тому времени усталость от многих бессонных ночей начала сказываться. По воспоминаниям Сергея Яковлевича Прикота Нефедов никогда не выходил из машины при атаках штурмовых самолетов. Стал фаталистом. Это и явилось роковым при его гибели.
Богданов П.Л. писал: «Рассказывая о защитниках и тружениках ледяной и водной трасс, с почтением, я бы сказал, с любовью называют имена М.А. Нефедова, В.С. Черокова, А.М. Шилова, Ф.Н. Лагунова, И.С. Исакова, так много сделавших для создания порта в Осиновце, оборудования водной и зимней трасс, охраны дороги, эвакуации населения и доставки грузов».
Короткая справка о жизни:
Родился Михаил Нефёдов 8 ноября 1899 года в селе Капустин Яр Астраханской губернии. В вихре революции и последующей Гражданской войны прошла молодость Нефедова. Но уже в 1922 году начал службу на флоте. Как сообщают отрывочные биографические сведения, был моряком, политруком, лектором в Электро-Минной школе им. Попова в Кронштадте, инспектором и начальником агитационного отделения Морских сил Балтийского моря. С 1923 года М. А. Нефёдов — комиссар Учебного отдела Военно-морского училища.
Далее – военная карьера. Сначала - курсы, потом – академия, получает звание капитан 2-го ранга. Его посылают военным советником в Китай, а с марта 1938-го по июнь 1939 года он — заместитель, начальник Разведывательного управления Военно-Морского флота. Знает несколько языков. Войну встречает начальником тыла Рижской военно-морской базы.
О «Дороге жизни»:
Дорога через Ладожское озеро имела огромное значение в спасении города от голодной смерти. За 152 дня действия ледовой автомобильной дороги Ленинград получил более 361 тысячи тонн различных грузов, в том числе 262,5 тысячи тонн продовольствия. Запасов муки, созданных в результате перевозок по льду Ладоги, по действовавшим тогда нормам, должно было хватить на 58 дней. Было эвакуировано на Большую землю 554 186 ленинградцев.
Источники:
https://punkt-a.info/news/glavnoe/chelovek-iz-goroda-a-nachalnik-dorogi-zhizni
http://llg-hist.narod.ru/nephedofpricot.htm
РАНЕЕ В РУБРИКЕ «МАЙ - МЕСЯЦ ПОБЕДЫ» мы публиковали материалы: