Май – месяц Победы: ЩУРОВ
Герой Невского пятачка Александр ЩУРОВ
«Щуровский блиндаж — место, где погибли последние защитники Невского пятачка, когда тот был занят немцами в конце апреля 1942 года. Невский пятачок был тем самым местом, откуда неоднократно пытались прорвать блокаду, где Красная армия несла большие потери. И именно оттуда начались наши поисковые работы. Одиннадцать человек из этого блиндажа долгие годы считались без вести пропавшими. В ходе самой первой «Вахты памяти» в 1990 году мы их нашли», - рассказывает в одном из интервью первый официальный поисковик Ленинградской области, хранитель оружейно-технического фонда Музея обороны Ленинграда Георгий Стрелец.
К весне 1942 года на плацдарм все реже и реже перебрасывались очередные десанты. «Пятачок» таял буквально на глазах. Тогда начался ледоход, и вода отрезала пятачок от основных сил на другом берегу. Немцы поняли, что у них наконец-то появился шанс ликвидировать плацдарм, и обрушили на него шквал огня.
На нем оставалось все меньше и меньше воинов, способных держать оружие. Телефонная связь штаба дивизии с 330 стрелковым полком оборвалась, но наблюдение с правого берега и показания первых раненых, которых успели с величайшим трудом эвакуировать, позволили воспроизвести картину того, что там происходило. В течение трех дней и ночей герои пятачка делали все, что было в их силах. Это была борьба не на жизнь, а на смерть. Никто не покинул поле боя. Раненые находились на своих позициях. 26 апреля с утра гитлеровцы еще больше усилили артиллерийский и минометный огонь. Гитлеровцы атаковали район командного пункта 330 стрелкового полка. Их встретила группа бойцов под командованием начальника штаба 86 стрелковой дивизии подполковника Козлова Якова Васильевича, в которую входили комиссар полка старший политрук Красиков Алексей Васильевич, начальник штаба полка майор Соколов Александр Михайлович, его помощник старший лейтенант Кукушкин, командиры Гринблат и Кузьмин. Более 12 раз поддержанные мощным артиллерийским огнем, используя огнеметы, гитлеровцы бросались в атаку, и каждый раз откатывались с большими потерями. К исходу 27 апреля 1942 года в штаб 86 стрелковой дивизии с пятачка пришла последняя радиограмма. В ней сообщалось: «Как один бойцы и командиры до последней капли крови будут бить врага. Участок возьмут только через наши трупы. Козлов, Блохин, Соколов, Красиков». Фашисты усилили атаки, ввели в бой свежие силы. Оборона 330 стрелкового полка была разрезана. В нескольких местах фашисты вышли к Неве. С утра 27 апреля 1942 года остатки подразделений 330 и 284 полков отошли к центру плацдарма на 300-400 метров. Вся прибрежная часть Невы оказалась в руках немцев.
29 апреля в 21.00 прервалась последняя связь с «пятачком». Последнее, что видели с правого берега Невы, это кусок маскировочного халата, на котором крупными буквами было написано: «Помогите». Но пополнение не подоспело, начальнику политического отдела дивизии батальонному комиссару Александру Васильевичу Щурову и его бойцам пришлось вести бой насмерть. Он был ранен соколком снаряда. Он мучился не только от страшной боли, но и от сознания того, что ничего не может изменить. Не желая попасть в плен, он выстрелом из револьвера покончил с собой.
Долгое время этот блиндаж Щурова безуспешно пытались отыскать. Удалось это поисковикам военно-патриотического объединения «Возвращение» в 1990 году на первой Вахте памяти на Невском пятачке.
Блиндаж оказался около шести метров в длину, шириной три метра и глубиной два. Выход находился с восточной стороны. Все внутреннее пространство было заполнено песком и глиной толщиной 50-100 сантиметров от уровня пола.
Найдено было 11 человек, опознать по медальонам, документам партбилетов и подписным предметам удалось шестерых.
Среди них - Щуров Александр Васильевич, старший батальонный комиссар, начальник политотдела 86 СД. Опознан по знакам различия, партбилету, кожаному бумажнику с тиснением «А.В. Щуров», наградному револьверу системы Наган с гравировкой «Бойцу (или борцу) за дело партии товарищу Щурову», из которого он, вероятно, застрелился, будучи тяжело раненым, были обнаружены осколочные повреждения костей шеи и пулевое ранение головы, использован один патрон. Также у него был пистолет-пулемет ППД-34, лежавший под головой, по словам Александра Соколова (спасшийся защитник Пятачка, майор), со складов оружия партактива.
Были найдены шанцевые инструменты, пишущая машинка с русским текстом, патефон, обломки пластинок, танковые аккумуляторы с проводами к лампе из танковой фары, служившей для освещения, печка из кирпичей с самодельной трубой, сделанной из артиллерийских гильз, гармонь, по словам Соколова, принадлежавшая Кукушкину. Вдоль стен располагались нары из досок, как на них, так и под ними и рядом лежали останки погибших. Рядом бал дощатый щит, вероятно стол, на нем осветительное приспособление из гильзы 45 мм. Найдена была стопка планшетов именно в том месте, где и указал Соколов, один из планшетов был его, в нем находился жетон немецкого солдата, взятого в плен и вскоре расстрелянного из-за невозможности отправить в тыл. Останки этого немца мы тоже нашли в указанном месте у входа в блиндаж, где указал Соколов. Позже выяснили, что по немецким данным он служил в 1 Пехотной дивизии Вермахта и пропал без вести 29 апреля 1942 года. Также были найдены в блиндаже предметы обихода и личной гигиены: зеркальца, бритвы, зубные щетки, мыльницы, расчески и т.д., карандаши, авторучки, часы, компасы, фляжки, котелки, кружки, ложки, стеклянные бутылки. Документы в планшетах удалось прочесть лишь частично, поскольку сохранность была плохая и проросли в них корни растений. Стены блиндажа были сделаны из бревен и досок, видимо от домов, находившихся поблизости до начала боев, также были использованы доски от лодок и куски прорезиненой ткани.
Останки погибших последних защитников Невского Пятачка были уложены в гробы и захоронены в первых двух братских могилах в числе 574 воинов, найденных на Первой вахте, где теперь увековечены на плитах имена тех, кто известен. Гроб с останками Щурова и других воинов во время торжественного захоронения везли на пушечном лафете, чего больше никогда не было. На торжественном захоронении 6 мая 1990 года присутствовали племянник и племянница Щурова и родственники некоторых других погибших, которых удалось найти. Захоронение снимали различные телеканалы и были многочисленные представители прессы. На захоронении присутствовали несколько тысяч человек, в том числе многочисленные участники войны, первые лица партийного и советского руководства города и области.
Источники:
https://lenoblast.bezformata.com/listnews/zvezdi-na-nevskom-pyatachke/49072662/
https://vk.com/@-47911833-poslednii-boi-zaschitnikov-blindazha-schurova