Май - месяц Победы: ХРУЛЕВ
Свой путь на тыловых должностях А.В. Хрулёв начал в октябре 1939 г. после назначения его начальником Управления снабжения Рабоче-Крестьянской Красной армии. В конце ноября 1939 г. началась советско-финляндская война, образовался Северо-Западный фронт. Боевые действия вскрыли ряд серьёзных недостатков в организации и работе тыла. Так, некоторые участки железных дорог были забиты железнодорожными составами, сведения об обеспечении материальными средствами поступали в Центр нерегулярно, органов снабжения, аналогичных органам Управления снабжения на фронте, не существовало. И, наконец, не полностью укомплектованный аппарат Управления снабжения явно не соответствовал тем задачам, которые на него возлагались. В такой обстановке А.В. Хрулёв принимает решение ходатайствовать перед Народным комиссаром обороны о создании Главного интендантского управления Красной армии. В августе 1940 г. такое управление было создано, возглавил его А.В. Хрулёв. В этом же году Андрей Васильевич Президиумом Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги в области военного строительства награжден орденом Ленина и ему присвоено воинское звание генерал-лейтенант интендантской службы.
Великая Отечественная война потребовала преобразования всей системы управления тылом, его организационной структуры. В связи с отступлением и неустойчивым положением советских войск в течение июня-июля 1941 г. тыловая обстановка менялась ежедневно. Находясь всё время в движении, тылу приходилось всю работу строить на ходу.
Фото: Начальник Главного интендантского управления генерал-лейтенант А. В. Хрулёв на докладе у маршала Совесткого Союза С. М. Буденного. Фото из семейного архива
Опыт первых месяцев войны позволил А.В. Хрулёву извлечь для себя важные уроки. Выявились весьма существенные недостатки в организации оперативного тыла. Тыл фронта и армий был слишком громоздок, установленные размеры запасов завышены, система специализированного лечения раненых не организована, принципы планирования снабжения и подвоза не разработаны, а главное, усилия различных служб тыла были разрознены и не направлялись единым органом на выполнение основных задач. Подвоз продовольствия фронтам из тыла в первый период войны почти не производился. Требовались иные принципы построения органов управления тылом и, одновременно, всемерное совершенствование организации тыловых частей и учреждений, облегчение их, придание им способности оперативно действовать в обстановке большой войны, сделать менее громоздкими и более маневренными в целях обеспечения войск в любых сложных условиях.
Несмотря на крайне сжатые сроки, отведенные на проведение всех мероприятий по реорганизации тыла, был всесторонне проанализирован опыт организации снабжения русской армии в Первой мировой войне, Красной армии в годы гражданской войны и в последующих боевых действиях.
В июле 1941 г. А.В. Хрулёв был назначен заместителем Народного комиссара обороны СССР, а уже 30 июля 1941 г. были утверждены Народным комиссаром обороны СССР И.В. Сталиным Положение об управлении Тылом Красной армии в военное время и схема организации его органов. В августе 1941 г. был подписан приказ об организации Главного управления Тыла Красной армии, управлений тыла фронта (армии) и Положение об этих управлениях.
Начальником Тыла Красной армии (он же начальник Главного управления Тыла Красной армии) был назначен генерал-лейтенант интендантской службы А.В. Хрулёв, одновременно он оставался и заместителем Народного комиссара обороны СССР. Этим приказом при начальнике Тыла Красной армии было создано Главное управление Тыла Красной армии в составе штаба, инспекции начальника Тыла, управления военных сообщений и автодорожного управления, а также подчинены: Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления Красной армии.
«Центральные органы тыла, — вспоминал А.В. Хрулёв, — с момента их образования были вовлечены в активную деятельность на фронтах. В период с 2 по 4 августа 1941 г. штабу тыла поручили доставку самолетами саперов и взрывчатки в Запорожье. В период с 5 по 11 августа большая группа его работников выехала в Харьков, чтобы доставить горючее соединениям 6-й и 18-й армий Южного фронта. В эти же сроки группа офицеров отправилась в Одессу для вывоза паровозов вглубь страны. С 15 по 20 августа органы тыла взяли на себя руководство разгрузкой станций Московской окружной дороги и всего Московского железнодорожного узла. В начале сентября проводилась проверка московских госпиталей, отправка в Калугу железнодорожного порожняка для эвакуации боеприпасов из артиллерийского склада. В последних числах большая группа работников тыла занималась погрузкой зерна на баржи и доставкой его в Ленинград по Ладожскому озеру. В начале октября из Москвы на автомашинах отправляли боеприпасы и горючее на Мценский боевой участок». Эти факты передают атмосферу величайшего напряжения тех дней, хотя все это не было главным в работе органов тыла центра.
Вопросами снабжения армии по решению ЦК занимались Н.А. Вознесенский, А.Н. Косыгин, А.И. Микоян и другие видные государственные деятели. С ними у Андрея Васильевича сложились прочные деловые отношения и, прежде всего, с председателем Комитета продовольственного и вещевого снабжения Красной армии при СНК СССР А.И. Микояном. Пришлось заниматься и кадровыми вопросами, так как требовалось укомплектовать органы тыла центрального, фронтового и других звеньев специалистами, способными эффективно решать задачи тылового обеспечения военного времени.
А.В. Хрулёв выезжает в районы боевых действий, вплоть до действующих полков, тыловых частей и учреждений, где проверяет организацию питания, обеспеченность воинов вещевым имуществом, оказание медицинской помощи раненым и больным. Во всем разбирается и принимает конкретные меры к улучшению обеспеченности войск и сил, готовит необходимые предложения по совершенствованию работы тыла, представляя их Государственному Комитету Обороны.
Во время обороны Москвы в самом сложном для этого города октябре месяце 1941 г. по распоряжению секретаря Московского комитета партии И.О. Щербакова стали раздаваться со складов теплые армейские шапки, рукавицы, телогрейки. Против этого выступил А.В. Хрулёв. Естественно, Щербаков пожаловался И.В. Сталину. Потом на А.В. Хрулёва пожаловался член военного совета фронта Булганин, что нет теплой одежды, и войска не могут нормально воевать. В ярости Сталин стал угрожать Хрулёву арестом и расстрелом.
Угроз на ветер Верховный Главнокомандующий не бросал. Однако А.В. Хрулёв с полным самообладанием доложил, что войска Булганина уже получили 200 тысяч полных комплектов теплого обмундирования и генерал просто не знает, что у него имеется на фронте. После этого Сталин в резкой форме отчитал Булганина.
Годы спустя А.В. Хрулёв вспоминал: «Октябрь 1941 г. мне вспоминается как месяц, самый насыщенный военными событиями за все годы войны. К этому времени немецкие войска, сломав нашу оборону, всей мощью своих дивизий глубоко прорвались на территорию Украины, Белоруссии, Прибалтики, подошли к Ленинграду и Москве. В течение двух и более месяцев войска, отходившие от западной границы, не имели ни одного директивного указания, в котором бы указывалось, где их следующие оборонительные рубежи, на которых они должны закрепиться…
К середине октября сложилось исключительно тяжелое положение, так как немцы в некоторых местах подошли к Москве на расстояние 50 километров.
В октябре 1941 г. по предложению А.В. Хрулёва Народный комиссар обороны ввел лимиты на расход боеприпасов, а затем и горючего. Были установлены также новые нормы содержания материальных средств во всех звеньях тыла.
Московский железнодорожный узел во время войны оказался предельно загруженным, часто важные перевозки задерживались. А.В. Хрулёв предложил построить большое Московское железнодорожное кольцо. Предложение было принято и быстро реализовано. В результате работы Московского железнодорожного узла были сняты многие проблемы снабжения войск, оборонявших столицу.
Летом и осенью для наведения порядка на основные узловые станции прифронтовых железных дорог, через которые шли главные потоки грузов для действующей армии, были назначены уполномоченные начальника Тыла Красной армии. Главная их задача заключалась в том, чтобы совместно с органами НКПС ускорить продвижение и разгрузку воинских грузов.
А.В. Хрулёв принимал энергичные меры по формированию транспортных соединений и частей, по совершенствованию органов руководства транспортом. По его предложению в июле 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял Постановление о сформировании автомобильно-дорожного управления (отделов штабов фронтов), военно-автомобильных дорог и организации автодорожной службы на шоссейно-грунтовых дорогах.
20 ноября 1941 г. по предложению А.В. Хрулёва был издан приказ Народного комиссара обороны об усилении руководства войсковым хозяйством и своевременном обеспечении бойцов положенным им питанием и предметами снабжения.
По этому приказу ответственность за состояние войскового хозяйства и своевременное обеспечение частей и соединений продовольствием, вещевым и обозно-хозяйственным имуществом и предметами боевого снабжения возлагалась на одного из членов Военного совета фронта и армии.
8 сентября 1941 г. вражеские войска блокировали Ленинград. Сообщение с городом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. Враг решил сломить сопротивление его защитников длительной блокадой, систематическим артиллерийским обстрелом и бомбардировками с воздуха. Над городом и бойцами Ленинградского фронта нависла угроза голода. На исходе было продовольствие, не хватало боеприпасов, отсутствовало топливо. Обеспечением и доставкой продовольственных и материально-технических ресурсов из внутренних областей страны, а также организацией всех погрузочно-разгрузочных работ в пути следования грузов занимали службы Тыла Красной армии.
С началом ледостава на Ладожском озере начала действовать ледовая трасса — «Дорога жизни». Она сыграла главную роль в снабжении Ленинграда и Ленинградского фронта зимой 1941–1942 г. «Эту дорогу, — писал А.В. Хрулёв, — строили и обеспечивали ее эксплуатацию весь Ленинград, все его героическое и многострадальное население, тыловые части и учреждения Ленинградского фронта, Краснознаменный Балтийский флот, железнодорожные части и войска НКВД. Борьба за «дорогу жизни» велась не только на самой трассе, но и в цехах заводов и фабрик, на судостроительных и судоремонтных верфях, на железнодорожных и водных путях сообщения, причалах и пристанях, в учреждениях и научно-исследовательских институтах».
Первая глава героической эпопеи «Дороги жизни» закончилась 25 апреля 1942 г. К летней навигации было построено 10 металлических барж и четыре железнодорожных парома грузоподъемностью каждый 1000 тонн. За навигацию на них было доставлено в Ленинград 809 вагонов и платформ, а также 208 автомашин с грузом, с 1943 г. — 77 796 тонн различных грузов. Эти металлические паромы использовались также при прокладке по дну Ладожского озера шести линий электрического кабеля для снабжения города электроэнергией с Волховской гидростанции и одной линии телефонного кабеля.
В период навигации 1942 г. для подачи горючего Ленинградскому фронту и осажденному городу впервые за годы войны по дну Ладожского озера был проложен трубопровод общей длиной 35 км, из которых 26 км составляла подводная часть, с пропускной способностью 300-350 тонн в сутки. Это инженерное сооружение было создано в кратчайшие сроки – всего за 27 дней.
В тоже время, создалась критическая ситуация на железнодорожном транспорте: Ярославская, Северная, Казанские дороги были забиты железнодорожными составами – движение по ним почти остановилось; Сталинградская, Пензенская, Куйбышевская, Рязанско-Уральская, Южно-Уральская дороги были на грани паралича, не пропускали поезда и не принимали их. Поправлять положение пришлось А.В. Хрулёву.
Для налаживания работы железнодорожного транспорта, положение которого оказалось чрезвычайно серьезным, Государственный Комитет Обороны в числе срочных мер принял решение о назначении 24 марта 1942 г. А.В. Хрулёва Народным комиссаром путей сообщения СССР. В этом решении был реализован один из важнейших принципов организации тылового обеспечения: «Снабжение армии – это, прежде всего, создание запасов материальных средств и своевременная их доставка войскам».
Именно Андрей Васильевич создал систему паровозных колонн в стране, повысил авторитет и роль начальников железных дорог, ходатайствовал перед правительством о дополнительном продовольственном пайке и повышении заработной платы для железнодорожников, с большой энергией провёл мероприятия по разгрузке железных дорог. Его дар предвидения проявился в полной мере весной и летом 1942 г. в период наступления фашистских захватчиков на Кавказ и Сталинград. По его настоянию уже в 1941 г. начали формироваться запасы нефти на Урале. Тыловики создали в грандиозных нефтяных ямах на Урале стратегические многомесячные запасы топлива. Если бы немцам удалось захватить Кавказские месторождения или перерезать Каспийскую водную магистраль, то Красная армия смогла бы благодаря этим запасам контратаковать врага.
В ходе наступления наших войск потребовалось в короткие сроки восстановить разрушенные противником железнодорожные пути и мосты. Для этого привлекались железнодорожные войска и специальные формирования НКПС, созданные по приказу А.В. Хрулёва. Они успешно справились с этими задачами.
Обладая большим опытом военной и административно-хозяйственной деятельности, умением глубоко и всесторонне анализировать крупные проблемы, А.В. Хрулёв изложил И.В. Сталину веские доводы о необходимости создания единого централизованного Тыла в Центре, а также во фронтах, военных округах и армиях, разгрузив тем самым общевойсковые штабы от забот по всестороннему обеспечению и обслуживанию войск, дав им возможность больше внимания уделять вопросам управления войсками. Все организационные мероприятия по перестройке органов Тыла Красной армии были проведены под непосредственным руководством А.В. Хрулёва.
В 1944-1945 гг., в соответствии с решением Правительства страны, Тыл Вооруженных Сил при непосредственном руководстве А.В. Хрулёва выполнил большой объем работ, связанных с организацией всесторонней (материальной, медицинской и др.) помощи народам стран, освобожденных Красной армией от немецких захватчиков. Из армейских запасов им было передано свыше 900 тыс. тонн продовольствия, оказана помощь в проведении весеннего сева 1945 г., в восстановлении промышленных предприятий, автомобильных и железных дорог, мостов, в организации снабжения Белграда, восстановлении угольных бассейнов в Польше и нефтяных промыслов в Румынии. Оказывалась помощь населению освобожденных стран продовольствием, налаживанием необходимого для жизни производства, восстановлением ряда отраслей экономики Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии и Югославии.
Даже сейчас поражают масштабы свершений подчиненных генерала А.В. Хрулёва. В годы войны были построены и восстановлены около 100 тысяч километров автомобильных дорог, 132 тысячи километров железнодорожных путей, построены тысячи мостов. Для нужд авиации отремонтировано 6 тысяч аэродромов. Военные медики вернули в строй более 72 процентов раненых.
Источник:
https://scienceforum.ru/2018/article/2018003444
https://russkiymir.ru/publications/311692/