Май - месяц Победы: имена в истории
В рубрике «Май - месяц Победы» мы собрали интереснейший материал о людях - от знаменитых командующих до скоромных рядовых - о тех, кто верно служил на Ленинградском фронте, о тех, кто навсегда оставил свои имена в истории.
Материал «Как Георгий Константинович ЖУКОВ спас Ленинградский фронт?»
Георгий Константинович Жуков - выдающийся советский военный и государственный деятель, полководец периода Второй мировой войны 1939–1945 гг., Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза.
Один из наиболее известных полководцев прошлого столетия родился 19 ноября 1896 года. Отец мальчика был сапожником, а мать заведовала домашним хозяйством и подрабатывала у односельчан. Несмотря на то что в семье Гоша был поздним ребенком, он ни в чем не уступал сверстникам – рос активным и любознательным. Уже на первых этапах своей биографии он начал приобщаться к труду. С шести лет мальчик принимал участие в сенокосах и уборках урожая. А также снабжал семью рыбой, добытой на рыбалке.
Военная карьера Георгия Жукова началась в 1915 году, когда он стал новобранцем Российской Императорской армии, принимавшей активное участие в Первой мировой войне.
После того как в конце 1973 года Георгий Константинович стал вдовцом, его здоровье резко начало сдавать. За инсультом последовал инфаркт, а в начале 1974 года маршал впал в кому. В больнице, не выходя из этого состояния, Жуков прожил до середины лета 1974 года, пока 18 июня его сердце не остановилось.
Материал «Как Леонид Александрович ГОВОРОВ освободил Ленинград?»
Леонид Александрович Говоров родился 22 февраля 1897 года в крестьянской семье. Отец, Говоров Александр Григорьевич, работал бурлаком, матросом в пароходной компании, самостоятельно изучил грамоту и стал письмоводителем реального училища в городе Елабуге. Мать, Говорова (урожденная Панфилова) Мария Александровна, — домохозяйка. Леонид был старшим из четырёх сыновей.
Говоров начал службу в царской армии, стал артиллеристом, затем в чине подпоручика вступил в ряды Белой армии под командованием адмирала Колчака, воевал с красными. Перешел на сторону Красной Армии, прошёл путь от командира дивизиона до командира артиллерии дивизии. После Гражданской войны активно учился и вошел в военную элиту Советского Союза, одним из выдающихся полководцев Великой Отечественной войны, стал маршалом и Героем Советского Союза.
Леонид Говоров был тяжело болен гипертонической болезнью, сказывались суровые будни его жизни. Первый удар случился летом 1954 г. Уже будучи смертельно больным, маршал работал, исполнял свои служебные обязанности. 19 марта 1955 года после тяжелой продолжительной болезни Леонид Александрович Говоров скончался. Урна с его прахом захоронена в Кремлевской стене.
Материал «Начальник ледовой «Дороги Жизни» НЕФЁДОВ»
Родился Михаил Нефёдов 8 ноября 1899 года в селе Капустин Яр Астраханской губернии. В вихре революции и последующей Гражданской войны прошла молодость Нефедова. Но уже в 1922 году начал службу на флоте. Как сообщают отрывочные биографические сведения, был моряком, политруком, лектором в Электро-Минной школе им. Попова в Кронштадте, инспектором и начальником агитационного отделения Морских сил Балтийского моря. С 1923 года М. А. Нефёдов — комиссар Учебного отдела Военно-морского училища.
Далее – военная карьера. Сначала - курсы, потом – академия, получает звание капитан 2-го ранга. Его посылают военным советником в Китай, а с марта 1938-го по июнь 1939 года он — заместитель, начальник Разведывательного управления Военно-Морского флота. Знает несколько языков. Войну встречает начальником тыла Рижской военно-морской базы.
О «Дороге жизни»:
Дорога через Ладожское озеро имела огромное значение в спасении города от голодной смерти. За 152 дня действия ледовой автомобильной дороги Ленинград получил более 361 тысячи тонн различных грузов, в том числе 262,5 тысячи тонн продовольствия. Запасов муки, созданных в результате перевозок по льду Ладоги, по действовавшим тогда нормам, должно было хватить на 58 дней. Было эвакуировано на Большую землю 554 186 ленинградцев.
Материал «Лянда спасает конскую кавалерию: оздоровление лошадей»
Юлий Авраамович Лянда родился в 1892 году в семье медицинского врача, а сам стал ветеринарным врачом.
Службу начал младшим ветеринарным врачом 4-го кавалерийского полка в феврале 1916 года. Был участником Первой Мировой, Гражданской, Финской и Великой Отечественной войн.
Лянде удалось сохранить конский состав кавалерии, конно-артиллерийских и других войск в мирное время, он умело руководил профилактикой заразных болезней, травматизма животных и хорошо организовал ветеринарно-санитарную экспертизу мясного довольствия войск. Еще задолго до Великой Отечественной войны Лянда был признан пионером проведения ряда организационных и лечебных мероприятий в войсках. В 1930 году разработал «Основные принципы полевой военно-ветеринарной службы», в 1931-ом впервые провел на окружных маневрах автомобильную эвакуацию больных и травмированных лошадей. В 1935-ом разработал конструкцию ветеринарных обмывочных установок.
С июля 1920 года Юлий Авраамович возглавил военно-ветеринарную службу Ленинградского Военного округа, а в годы Великой Отечественной войны – Ленинградского фронта.
Материал «ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ: жизнь летчика, в которой уместились три войны»
Евгений Николаевич Преображенский – советский лётчик морской авиации и военачальник, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, командующий авиацией ВМФ СССР, заместитель главнокомандующего ВМФ СССР, Герой Советского Союза. Генерал-полковник авиации.
Материал «Герой Невского пятачка Александр ЩУРОВ»
...29 апреля в 21.00 прервалась последняя связь с «пятачком». Последнее, что видели с правого берега Невы, это кусок маскировочного халата, на котором крупными буквами было написано: «Помогите». Но пополнение не подоспело, начальнику политического отдела дивизии батальонному комиссару Александру Васильевичу Щурову и его бойцам пришлось вести бой насмерть. Он был ранен соколком снаряда. Он мучился не только от страшной боли, но и от сознания того, что ничего не может изменить...
Материал «Почему СИМОНЯК - «генерал-прорыв»?»
Николай Павлович Симоняк родился 17 февраля 1901 года в селе Березовка Прилукского уезда Полтавской губернии.
В 1941 году полковник Николай Симоняк был переведен на полуостров Ханко и назначен командиром 8-й стрелковой бригады. В этой должности он встретил войну. Более пяти месяцев советский гарнизон Ханко под руководством полковника Симоняка стойко отражал атаки врага. Сковав до двух дивизий противника, гарнизон Ханко оказал существенную помощь войскам, оборонявшим Ленинград. За эти бои один из организаторов героической обороны Ханко Н.П. Симоняк был награжден орденом Ленина.
Генерал Симоняк Николай Павлович за свою короткую жизнь проявил себя очень грамотным и внимательным командиром. Солдаты, которые могли оценить такое отеческое к себе отношение, называли генерала Симоняка тёплым словом «батя» и готовы были за такого командира броситься и бросались «в огонь и в воду».
Николай Павлович, как впрочем и многие другие командиры, еще будучи курсантом, изучил и всегда старался следовать суворовскому принципу: «Солдат не надо жалеть - солдат надо беречь!»
Материал «ХРУЛЁВ, поражающий масштабами свершений»
Свой путь на тыловых должностях А.В. Хрулёв начал в октябре 1939 г. после назначения его начальником Управления снабжения Рабоче-Крестьянской Красной армии. В конце ноября 1939 г. началась советско-финляндская война, образовался Северо-Западный фронт. Боевые действия вскрыли ряд серьёзных недостатков в организации и работе тыла. Так, некоторые участки железных дорог были забиты железнодорожными составами, сведения об обеспечении материальными средствами поступали в Центр нерегулярно, органов снабжения, аналогичных органам Управления снабжения на фронте, не существовало. И, наконец, не полностью укомплектованный аппарат Управления снабжения явно не соответствовал тем задачам, которые на него возлагались. В такой обстановке А.В. Хрулёв принимает решение ходатайствовать перед Народным комиссаром обороны о создании Главного интендантского управления Красной армии.
Даже сейчас поражают масштабы свершений подчиненных генерала А.В. Хрулёва. В годы войны были построены и восстановлены около 100 тысяч километров автомобильных дорог, 132 тысячи километров железнодорожных путей, построены тысячи мостов. Для нужд авиации отремонтировано 6 тысяч аэродромов. Военные медики вернули в строй более 72 процентов раненых.